ОРАТОРЫ

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)

Марк Туллий Цицерон - римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Римский эдил, претор, консул. Убит политическими противниками.

Главные сочинения: "Тускуланские беседы" в 5 книгах, "О государстве", "О законах", "О границах добра и зла", "Катон Старший, или О старости"), "Лелий, или О дружбе", "Об обязанностях" и др.

Цицерон познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации. Ввел в научный оборот понятия "определение" (definitio) — "дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить", а также "прогресс" (progressio — восхождение). В этике и теологии — сторонник стоицизма. Добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность), по Цицерону, — единственный источник счастья. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Цицерону, через практическую философию. В эстетическом мировоззрении Цицерона искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Цицерону, основанная на достижениях греческой культуры философская глубина — атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи — неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Цицерона, может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.

Идеи Цицерона имели большое влияние на Западе в эпоху поздней античности, в ср. века, особенно в период Возрождения и эпоху Просвещения.

Учился Цирерон у греческих эпикурейцев: Федра, Филона из Ларисы, стоика Диодота, с которым дружил, Антиоха, эпикурейца Зенона и ритора Деметрия. Наибольшее влияние оказал на него Посидоний. В 44, после убийства Цезаря, был фактич. главой респ. Рима, но в 43 цезарианцы взяли верх и убили Цицерона.

Литературное наследие Цицерона охватывает риторические, философские сочиения, речи и письма, многие из которых были изданы еще при жизни оратора его другом Титом Помпонием Аттиком и вольноотпущенником Марком Туллием Тироном. Из речей Цицерона 57 сохранилось полностью и примерно столько же утрачено. Из его риторических сочинений большое значение имеют три книги: "Об ораторе" (55 до н.э.), "Брут" (46 до н.э.) и "Оратор" (46 до н.э.), где разрабатывались проблемы идеального оратора-философа и теоретические вопросы наилучшего стиля. В трудах по философии: "О государстве" и "О законах" Цицерон обращался к теме образцового государства, осуществленного в римской конституции: сочетание консулата, сената, народного собрания. В более поздних сочинениях 46 — 44 до н.э. ("О пределах добра и зла", "Тускуланские беседы", "О природе богов", "Об обязанностях") оратор попытался изложить проблемы греческой философии на латинском языке. Из обширной корреспонденции Цицерона сохранилось 4 собрания писем, систематизированных по адресатам, что позволяет представить себе литературный круг оратора.

Благодаря своим речам и риторическим и философским произведениям Цицерон стал создателм классической латинской художественной прозы, которая в последующие века считалась образцовой. Через 120 лет после смерти Цицерона Марк Фабий Квинтилиан уже сравнивал оратора с Демосфеном, и это сопоставление становится позже таким же традиционным, как и сопоставление Вергилия с Гомером. Его философские сочинения знакомили с греческой философией не только современников, но и потомков в эпоху Средневековья и Нового времени. Глубоко убежденный в значении греческой культуры для образования человека, Цицерон употреблял слово humanitas (лат.) в смысле образования, полагая, что человеком можно стать только благодаря образованию.

 

www.orator.ru