ОРАТОРЫ

Эсхин (389—314 гг. до н.э.)

Эсхин — выдающийся греческий оратор, современник и соперник Демосфена, сын школьного учителя Атромета и жрицы Главкотеи, которая зарабатывала деньги тем, что посвящала желающих в мистерии. Первоначально Эсхин готовился к деятельности секретаря (писца), затем был некоторое время актером, наконец избрал карьеру оратора и государственного деятеля.

Впервые он выступил в качестве оратора в 348 г., после падения Олинфа, убеждая созвать панэллинскую конференцию для борьбы с Филиппом, но вскоре резко изменил свои политические взгляды и до конца оставался верным приверженцем партии мира.

В начале 346 г. Эсхин участвовал вместе с Демосфеном и Филократом в посольстве, которое было отправлено афинянами в Македонию для переговоров с Филиппом о мире. Демосфен, неизменно поддерживавший политику войны с Филиппом, сумел воспользоваться донесением Эсхина о дружественных намерениях Филиппа, чтобы обвинить Эсхина — недавнего врага македонского царя — в измене; но Эсхин удачно отразил удар, выступив с встречным обвинением против союзника Демосфена по обвинению, Тимарха, о котором в обществе ходили слухи, бросавшие тень на его политическую правоспособность. Разыгрался скандальный процесс против Тимарха, который благодаря образцово составленной речи Эсхина и разоблачениям пикантного свойства был осужден: это спасло Эсхина и заставило Демосфена бросить начатое обвинение.

Впрочем, в 343 г. Демосфен возобновил процесс против Эсхина, приписывая ему ответственность за все беды, которые постигли афинян, как следствие мира, заключенного, по настоянию Эсхина, с Филиппом. Не имея в своем распоряжении ни одного положительного доказательства, Демосфен употребил все старания для того, чтобы казуистикой и внешними эффектами речи возбудить народные страсти; Эсхин не менее искусной речью, но вместе с тем искренностью аргументации добился оправдания, чему содействовало отчасти то обстоятельство, что Эвбул и Фокион, пользовавшиеся большим влиянием и безупречной репутацией, выступили на суде в качестве его защитников.

В 339 г. Эсхин был одним из пилагоров (депутатов) на собрании Амфиктионов в Дельфах. Афинам, по обвинению локрийцев, угрожало объявление Амфиктионами и Филиппом священной войны; Эсхин, верный своей политической программе, постарался отвратить от Афин опасность, удачно обвинив в святотатстве самих локрийцев. Последние понесли наказание (исполнителем его явился не кто иной, как сам Филипп), но мир между афинянами и Филиппом не состоялся, и Эсхин, которому нечего было делать в это тревожное время, уступил место своему политическому противнику, Демосфену.

В 337 г. Эсхин выступил с обвинением против Ктезифонта, который внес в народное собрание предложение наградить Демосфена золотым венком. Процесс, отложенный ввиду важности текущих событий, состоялся только в 330 г., причем Эсхин получил лишь одну пятую голосов и был приговорен к уплате тысячи драхм штрафа. Решив, что его политическая карьера кончена, он предпочел уйти в изгнание и поселился в Ефесе; позднее он жил на Родосе и Самосе; на Родосе им была открыта школа красноречия.

Демосфен в своих речах клеймит Эсхина как изменника, получающего подарки от Филиппа Македонского; но, принимая во внимание преувеличения, свойственные ораторам, и успех двух первых политических речей Эсхина, сумевшего защитить себя в пору всеобщего возбуждения против Филиппа, следует признать эти нарекания противника не имеющими фактического основания.

До нашего времени дошли три подлинные речи Эсхин — "Против Тимарха ", " О нечестном посольстве" и "О венке", но не в той редакции, в какой они были произнесены, а в позднейшей, принадлежащей самому автору. Других речей Эсхин до нас не дошло, так как Эсхин обыкновенно импровизировал и речей по заказу, для других — как делали это Антифонт, Лисий, Исократ и другие логографы — не писал. Кроме названных произведений, из которых лучшим считается "Речь о нечестном посольстве", Эсхину неправильно приписывались так называемая Делийская речь и сборник 12 писем (дошедших до нас), которые представляют не что иное, как школьные упражнения.

Дошедшие до нас речи Эсхина обнаруживают крупный ораторский — природный, а не приобретенный школьными упражнениями — талант, увлекающий ясностью, разнообразием, силой, грацией и пафосом изложения. Длинные периоды Эсхина воспринимаются легко, внимание и любопытство непрерывно подстрекаются умелыми переходами. Слог Эсхина не тривиален: оратор умеет пользоваться поэтическими приемами речи (эпитетами и проч.), которые придают изложению благородный и порой возвышенный тон. По содержанию речей Эсхин уступает первоклассным греческим писателям и ораторам, отличаясь сравнительной бедностью мысли, отсутствием эрудиции и вдумчивости и склонностью к посредственности и умеренности в области морали и политики. Он хороший юрист, но без творческой мысли и сильной воли политического деятеля.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

www.orator.ru