МАТЕРИАЛЫ

   

Постановка голоса

Поставить  голос  –  значит, выявить природные  данные  речеголосового аппарата  и  развить их, т.е. улучшить  звучание  путем  тренировки.
Постановка  голоса  предполагает  слаженную  качественную работу трех составляющих:
I. речевого дыхания;  II. дикции;  III. голоса.

I. Речевое дыхание. Его назначение – обеспечить достаточно сильную, ровную струю воздуха, проходящую через голосовые связки, чтобы голос был  достаточно громким,  ровным (не дрожал и т.д.). Речевое дыхание должно быть незаметным.
Схема речевого дыхания:

  1. Короткий вдох (ртом или носом – как удобнее). Объем вдоха – выше спокойного. (Взять достаточный объем воздуха.)
  2. Продолжительный, ровный выдох, во время которого произносится речь.
  3. Соотношение вдоха и выдоха примерно 1 : 10.
  4. Добор воздуха осуществляется по мере физической необходимости во время ближайшей паузы в речи, быстро и незаметно.

II. Дикция. Хорошая дикция позволяет услышать речь в самых дальних рядах даже при слабом голосе. Плохая дикция – глушитель речи. Для обеспечения четкой дикции надо говорить «активным  ртом». Это значит, что при произнесении речи, губы должны быть слегка напряжены, (а не произвольно болтаться), и все согласные звуки должны четко артикулироваться. Надо стремиться создать во рту максимальный объем, чтобы язык не сдавливался  окружающей поверхностью и таким оброзом, обеспечивалось правильное формирование звуков.
Необходима также работа внутриглоточной артикуляции (мягкое нёбо и гортанная щель):
1. Приподнять  мягкое нёбо, т.е. создать «купол» (хочется зевнуть).
2. Опустить гортанную щель (ощущения: кадык оттянут вниз, появляется звонкость, металл  в  голосе).
Работа внутриглоточной артикуляции увеличивает объем  ротовой  полости  и  гортани, обеспечивая, таким образом, более  качественное звучание  голоса  и  рефлекторно улучшает смыкание  голосовых связок.

III. Голос. Развивать  можно  следующие  основные  элементы  голоса:
1.силу; 2. диапазон (высоту); 3. тембральную  окраску.
1. Сила  голоса  тренируется  громким  пением  и  произнесением  речей.
2. Диапазон голоса можно раздвинуть, т.е. приблизить к потенциальным природным границам, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближаюшихся к   крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить достаточно громко на завышенных и заниженных тонах).
3. Тембр голоса показывает его насыщенность  добавочными  тонами (т.н. обертонами), - к основному  тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, т.е. эхо, появившееся в результате  отражения голоса от стенок  резонаторов.
Резонаторы – это естественныые полости в теле человека: грудной  резонатор (легкие, трахея, бронхи),  головной  (ротовая полость, носоглотка)  и  центральный  (гортань).
Для того, чтобы  работа  резонаторов  обеспечивала  максимальную  окраску  голоса, надо говорить на центре голоса. Центр голоса – это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». (Расслабить гортань и выдыхать воздух сначала бесшумно, а затем издать слабый звук – простонать. Прозвучавшая нота – центр голоса.).  Центр голоса укрепляется громким пением и речью на центре голоса.
Помимо специальных напевных и речевых упражнений, голос можно тренировать,  контролируя элементы постановки голоса  в  повседневных  разговорах.
Очень важно, чтобы увеличение тренировочных нагрузок происходило не в ущерб качеству звучания.
Поставленный голос не дрожит, не качается, не сипит, не хрипит.

 

www.orator.ru